О проекте        Знамения        Видео        Блог        Псалмы        Беседа        Видео новости         Пишите   

Предостережение Церкви остатка


«...Верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам»
(2Пар. 20:20)


Весть к адвентистам седьмого дня



Остаток в Твиттере

В Москве обсуждали возможность выхода из кризиса через христианское творчество

2015-06-01

18 ноября в Государственном центральном музее современной истории России открылись «Покровские встречи». В течение трех дней ученые, священнослужители, публицисты из Италии будут говорить о том, как глубокая и действенная христианская вера в Италии помогла преодолеть сложнейший социально-политический кризис 150 лет назад, и о том, как сейчас, во время глобального европейского кризиса, важно опираться на христианское духовное и культурное наследие. «Покровские встречи» организованы итальянским фондом «Христианская Россия», Культурным центром «Покровские ворота» и Итальянским институтом культуры в Москве, при участии итальянских партнеров.

В фойе Музея современной истории России посетителей и участников конференции встречает выставка «150 лет субсидиарности в Италии». Открывая конференцию, директор Итальянского института культуры в Москве, профессор Адриано Делл’Аста обратил внимание на знаменательную параллель: в соседних залах того же музея недавно была открыта выставка «Преодоление», посвященная гонениям на Русскую Православную Церковь в ХХ веке. Выступавший заметил, что обе экспозиции совершенно по-разному, но свидетельствуют об одном и том же: «либо в форме мученичества в Русской Церкви в ХХ веке, либо в форме социальной святости, которая во многом содействовала становлению единой Италии, святость – дар для всех людей».

Итальянская выставка была открыта год назад в Римини, на христианском форуме «Митинг за дружбу народов», и произвела там огромное впечатление, о чем рассказал представитель Оргкомитета «Митинга» Роберто Фонтолан. Самый важный для итальянцев вывод и центральный тезис экспозиции, которым они хотели бы поделиться в России, состоит в следующем: «То, что создало Италию как нацию, после тысячи лет раздробленности, - это не институты и не политические силы, это – общество, человеческие связи».

Главным нравственным доминантам такого взгляда на историю Италии посвятил свое выступление один из кураторов выставки профессор Андреа Симончини. Он обратил внимание на девиз экспозиции: «Силы, меняющие сердца людей, меняют и ход истории». В России, где последние месяцы отмечены новыми явлениями гражданской активности (об этом много говорили в миланской части конференции), по-особому звучат слова профессора Симончини: «Чтобы выйти из кризиса, недостаточно политических преобразований; нужны мужчины и женщины, готовые посвятить себя идеалам, которые больше их самих; нужен народ, способный к социальной ответственности».

Докладчик рассказал о том, как зарождалось это сознание в Италии середины XIX века в контексте специфических церковно-государственных отношений: после военной оккупации Рима Папа запретил католикам участие в политической жизни, а государство встало на позиции жесткого антиклерикализма. Запрет Папы дал поразительный эффект – «прорыв социального творчества» христиан. «Именно в тот момент, когда Церковь лишилась поддержки светской власти…, Бог наполняет сердца простых верующих таким рвением, чтобы встать на защиту Церкви… На смену единства Церкви и государства приходит единство Церкви и народа», - привел А. Симончини слова Карло Пичирилло (1874 г.).

Этот прорыв выразился в Италии в «потрясающем религиозном творчестве»: с середины XIX до начала ХХ вв., в условиях запрета на религиозные собрания, в Италии появилось 206 новых орденов (а за 300 лет до этого – только 45); возникли женские мирянские общины, католические крестьянские и рабочие банки; развернули бурную социальную деятельность люди, которых Церковь позже прославила в лике святых. И политика постепенно перестанет быть запретной зоной для христиан: благодаря энциклике «Rerum novarum» и деятельности о. Луиджи Стурцо возникнет новое понимание роли христиан в общественно-политической жизни, отметил А. Симончини. По его словам, эта информация, изложенная на выставке, представляет собой не только и не столько исторический интерес, сколько урок для сегодняшнего дня.

Самое яркое явление, в котором проявилось религиозное творчество в Италии в XIX в., - это «социальные святые», как называют их на родине. «Великолепная семерка», «герои объединения Италии», «семь чемпионов веры и христианской любви» - рассказу о них посвящен раздел выставки и доклад писателя и журналиста Адриано Моральо. По его словам, это священнослужители и миряне, которые, не имея ни политических проектов, ни концепций объединения, смогли придать христианское содержание объединительному процессу, который изначально носил антихристианский характер. Докладчик представил яркий рассказ: о супругах Карло Танкреди и Джулии Кольбер – богатейших аристократах, масштабы социальной деятельности которых поражают – они самым изобретательным образом работали ради помощи бедным и их просвещения, добились проведения тюремной реформы, а в своем дворце в Турине открыли первый в Италии детский сад для детей из бедных семей и «центр скорой помощи» для всех нуждающихся; о священнике Джузеппе Бенедетто Коттоленго, который открыл больницу для бедных «Малый дом Божественного Провидения» и основал несколько монастырей, «специализирующихся» на уходе за больными; о скромном преподавателе Джузеппе Кафассо, который не только воспитал сотни прекрасных священников, но посвятил себя особым образом милосердному служению самым безнадежным заключенным – приговоренным к смертной казни. Именно о. Кафассо вырастил основателя конгрегации Салезианцев, популярнейшего во всем мире католического святого Иоанна Боско, который весь пыл своего верующего сердца направил на служение бедной, запущенной молодежи. Последователь и ученик дона Боско, о. Леонардо Муриальдо находит новые формы миссии и социального творчества в рабочей среде, становясь при этом вовсе не «профсоюзником», но «апостолом среди рабочих», продолжил докладчик. В это же время Франческо Фаа ди Бруно «открывает» новую область социального жертвенного служения: это забота о женщинах-крестьянках, оказавшихся в поисках заработка в больших городах. Он спас тысячи женщин, ставших было проститутками, дал им образование и профессиональную подготовку.

В докладе, который можно полностью прочитать на портале «Православие и мир», А. Моральо рассказывает о том, что в жизни каждого из этих святых была некая встреча, которая поразила и побудила к подвигу. Но подвиг этот носил особый характер: помогая бедным, самым отверженным и больным, эти «чемпионы веры» не только печаловались и сострадали, они являли силу, радость, поиск, творчество. Недаром туринцы называют их «наши веселые святые», а их опыт в Италии не только мемориально почитается, но и плодоносит вновь и вновь через своих последователей.

Заключительный доклад, казалось, имеет отдаленное отношение к теме конференции. Рассказывая о фресках 1337 г. Лоренцетти в Сиене, искусствовед Мариелла Карлотти развернула средневековую концепцию «доброго правления», которое рассматривалось как возможность изменения общества. Оказывается, принципы «доброго правления»: справедливость, социальное согласие, воздержание, благоразумие, великодушие, мир, осеняемые верой, надеждой и любовью – актуальны во все времена. М. Карлотти закончила свой рассказ историей о том, как в 1944 г. после бомбежки в разрушенной церкви была найдена часть деревянного Распятия – уцелевшая голова Христа. Полая форма разломилась надвое, и внутри обнаружился кусочек пергамента с молитвой: скульптор просил Бога о спасении души, благословении для себя и своих близких и о благе всех людей. «Я подумала: вот отчего родилась красота Сиены, фресок Лоренцетти – от людей, труд которых был пронизан молитвой. Благодаря таким людям, которые живут своими идеалами в каждодневной работе, может воплотиться тот прекрасный город «доброго правления“, который мы видели», - заключила докладчица. Фрагмент фрески Лоренцетти «Идеальный город» красуется на афише всей конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда».

«Покровские встречи» продолжатся 19 ноября вечером в КЦ «Покровские ворота» и 20 ноября днем в Российском православном университете святого Иоанна Богослова. С программой можно ознакомиться на сайте КЦ «Покровские ворота»

Юлия Зайцева

Благовест-Инфо



Актуальные события:
На армейском сборе вместе молились православные священники и муфтии
В Петербурге ярмарка детских работ собирает деньги на восстановление Успенского собора
Министр культуры отказался отдать Церкви здание консерватории в Нижнем Новгороде
В России вышел справочник о религиозных организациях в стране
Грантовый конкурс «Православная инициатива — 2013» продлил прием заявок
Российские буддисты отмечают Праздник тысячи лампад